Полезная информация
ЗА ЧЕЙ СЧЁТ «УМНЫЙ СЧЁТЧИК»?
Минстрой предлагает включать в тарифы на тепло и воду расходы на строительство и обслуживание «цифровой инфраструктуры», включая установку умных приборов учёта.
Поправки не повлияют на тарифы, но могут привести к росту общего платежа за ЖКХ сверх инфляции. За чей счёт гулять будем?
Установка типовых систем управления снабжения ресурсами, включая интеллектуальные приборы учёта, умные датчики, системы контроля зданий и т. д., которую собираются завершить в 2030 г., – дело важное и нужное. Но дорогое. Она потянет в общей сложности на 390 млрд руб. Мы помним, как внедряли приборы учёта воды, за установку которых нужно было платить из своего кармана, – всё делалось убеждением и живым примером экономных соседей. В этом случае такой способ, к сожалению, не работает – новую «цифру» устанавливают централизованно.
Цифровые системы, как надеются в Минстрое, снизят аварийность инфраструктуры и значительно повысят срок её службы. То есть цифровизация отрасли должна проводиться ради уменьшения потерь и лишних расходов, а не ради неё самой. Поэтому решение провести всю цифровизацию за счёт прибавки к тарифу я считаю неверным: надо подсчитать, как установка нового оборудования повлияет на расходы компаний и организаций, предоставляющих услуги. Нельзя просто взять и переложить все расходы на плечи конечного потребителя, который далеко не во всех случаях получает выгоду от установки новых приборов.
Вот когда «умные счётчики» ставили энергосбытовые организации, был применён правильный подход. Сначала подсчитали расходы и потери этих организаций без новых приборов учёта, выявили выгодополучателей и экономию, а затем установили счётчики на средства тех, кому такая экономия выгодна на первом этапе распределения ресурса. Почему с теплом и с водой нельзя поступить так же – мне непонятно.
А ведь при правильном подходе можно было бы даже найти возможность для снижения тарифов. Потому что цифровизация позволяет снизить издержки на обработку данных (и сократить раздутые штаты организаций ЖКХ). Точно так же можно будет вычесть из тарифа заложенные в него потери от аварий и воровства, компенсация оплаты ущерба от которых сейчас «раскидывается» по законопослушным потребителям. Ведь «умные счётчики» позволяют эти потери предотвратить. Но это, конечно, возможно при хозяйском подходе «мы за счёт установки более сложных приборов снижаем расходы», а не такого, как сейчас, – «пусть народ за всё заплатит».
КАРАБАСЫ «МУСОРНЫХ ПОЛЕЙ»
Семь отраслевых ассоциаций обратились с письмом в ФАС с просьбой разобраться с платой за вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО). По их мнению, она сегодня сильно завышена.
Как говорится в письме, бизнес переплачивает за утилизацию отходов в 10 раз, а каждый россиянин — минимум вдвое.
Сколько стоят отходы
Недовольство работой региональных операторов, ставших, согласно программе «мусорной реформы», местными монополистами, является, судя по соцсетям и региональным СМИ, массовым. Поток жалоб на мусорщиков захлестывает органы власти практически всех регионов Причина, как правило, одна — переполненные контейнеры, т. е. невыполнение компаниями своих прямых обязанностей.
Платить же приходится немало. При этом «предельно допустимый тариф» может различаться во много раз. Самый низкий — в городе Дагестанские Огни: 100 руб. А самую высокую плату за мусор берут в северных и сибирских регионах. Рекорд принадлежит Красноярскому краю — точнее, Таймыру — 2117 руб. То есть семья из трёх человек в Дагестанских Огнях заплатит за мусор 52 руб. в месяц. А такая же семья на Таймыре — 1111 руб. с лишним! Немудрено, что о собираемости платежей мусорщики, особенно из регионов, говорить не хотят — больная тема. А в среднем по регионам тарифы от 350 до 550 руб., в Республике Алтай - 439 рублей.
Вычисляются суммы по разным формулам, в зависимости от того, какой принцип расчёта выбран регионом: по общей площади или по числу проживающих. Власти большинства субъектов Федерации выбрали последний принцип. В нашей республике также расчёт идёт по «человекам».
Исходят из того, что человек производит — в среднем и очень грубо говоря — 2,1 куб. м мусора. Это сильное упрощение, потому что многое зависит и от индивидуальных особенностей, и от достатка, и от других факторов. Не говоря уже о том, что 75% указанного объёма — упаковка. За год с каждого из нас, включая младенцев и древних стариков, якобы набегает два КамАЗа отходов.
Произвольность определения нормативов и тарифов отмечали уже не раз. Порядок их установления настолько разнообразен, что в одном регионе в них включают расходы на доставку, а в некоторых — и покупку самого мусоровоза. Политика тоже разная: где-то расценки административно сдерживают, а где-то местные власти нечасто обращают внимание на жалобы населения.
По факту или по норме
Договор на оказание услуги в многоквартирном доме заключает управляющая компания. По умолчанию каждый собственник жилья подписывается под ним. То есть, как только в вашей коммунальной платёжке появилась строка «Обращение с ТКО», вы являетесь получателем услуги и как собственник платите за отходы, даже если не проживаете в помещении (перерасчёт в некоторых случаях можно сделать только за других временно отсутствующих жильцов).
Наверное, правильнее платить не по взятым с потолка нормативам, а по фактическому накоплению отходов. Нормативы в разных регионах достаточно сильно различаются. “Российский экологический оператор” (РЭО) вёл работу по уточнению методик расчёта, но вопросов всё равно осталось много, особенно в сельской местности. В каждом регионе в течение какого-то времени отходы замеряются, потом делятся на количество людей. Естественно, данные каждый раз различаются. А расчёт платы по фактическому объёму связан с множеством условий, от выполнения которых заинтересованные лица предпочитают уклоняться.
Насколько реально перейти многоэтажке на оплату по факту? Главное, что нужно сделать, — перекрыть доступ к вашим контейнерам «чужакам». В остальном ни закон, ни технологические возможности расчётам по факту не мешают: можно заключить договор с компанией, а все мусорные контейнеры уже имеют строго определённый объём. Именно так поступали с отходами бизнесмены до «мусорной реформы».
Однако чаще региональные операторы сами выбирают, по какому принципу им собирать плату. Естественно, им невыгодно считать по фактическому накоплению, а выгодно считать по нормативам. Вот представьте: вы живёте в доме, где все жители решили мусор сортировать, подписали договор со сторонней организацией на вывоз пластика и картона. И в связи с этим объём мусора уменьшается. А доход регионального оператора сокращается на 60%. Будет ли оператор доволен? Конечно, нет.
Мусорные перспективы
Этим летом в правительстве разработали новую единую федеральную схему определения тарифов и выставили её на общественное обсуждение. По мнению главы Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Дмитрия Кобылкина, предложенный метод непрозрачен, сложен и приведёт к ещё большему повышению платы бизнеса и граждан за вывоз мусор. Пройдёт ли схема, покажет время. Осенью в Госдуме запланированы парламентские слушания по «мусорной реформе».
Нацпроект “Экология” предусматривает до 50% снижения объёмов отходов, которые вывозят на мусорные полигоны, 100%-ную сортировку мусора и строительство 200–300 мусоросортировочных комплексов. Но основная задача “мусорной реформы” должна быть — консолидировать систему, настроить её, сделать эффективной и прозрачной, наименее затратной для населения.
Законы, вступающие в силу в октябре 2022 г.
1 октября
Производство лекарств. Российские фармацевтические компании, использующие плазму крови для производства жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перестанут зависеть от импортного сырья и будут быстрее получать нужные компоненты. Также запрещается вывоз донорской крови, полученной в России, за пределы страны за исключением гуманитарной помощи.
Поддержка при госзакупках в условиях санкций. Правительство сможет включать участников госзакупок, подпавших под санкции, в перечень заказчиков, в отношении которых применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков. Это же правило будет касаться закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.
Госуслуги оперативно. Получение государственных и муниципальных услуг будет упрощено, поскольку необходимые для исполнения обращения документы и информация будут представляться на основе межведомственного запроса в электронной форме в момент обращения.
Клиенты банков смогут ограничивать онлайн-операции. Граждане смогут самостоятельно устанавливать запрет на онлайн-операции в банке (например, на переводы или онлайн-кредитование), а также ограничивать максимальную сумму транзакции. Отменить этот запрет можно будет в любое время. Мера призвана помочь в борьбе с мошенниками.
Льготы для безвозмездной поставки газа для Вечного огня. Передача газа и услуги по его транспортировке на безвозмездной основе для Вечного огня и Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях не признаются объектами налогообложения НДС. Норма применяется к правоотношениям, возникшим с 1 октября 2022 года.
Ускорение перевода средств в казначейство. Сокращаются сроки перевода банками денежных средств на единый казначейский счет при внесении платежей в бюджетную систему РФ. Таким образом повышается исполнительская дисциплина в бюджетном процессе.
Оценка рисков компаний и ИП. С 1 июля заработала система «Знай своего клиента». Банки разделяют всех клиентов по степеням риска и на основе этого принимают решения об объеме разрешенных операций. С 1 октября начинают действовать ограничения для компаний или ИП из «красной» зоны: если в течение шести месяцев они не реабилитируют себя через ЦБ, то их ликвидируют.
Новые правила уплаты НДС при получении электронных услуг. Если электронные услуги оказываются иностранными поставщиками организациям и ИП, то последние начнут уплачивать НДС в качестве налоговых агентов. При оказании электронных услуг физлицам иностранные организации продолжают исчислять НДС самостоятельно.
Водительские права в электронном виде. С 1 октября можно будет предъявлять водительские права в электронном виде. Сервис запустят через приложение «Госуслуги Авто». Наличие удостоверения в бумажном виде по‑прежнему обязательно, полная замена на электронный формат станет возможной после внесения поправок в ПДД.
13 октября
Пожарная безопасность. Систематизируются подходы по размещению подразделений противопожарной службы. Правительство РФ будет утверждать перечень населенных пунктов, в которых они должны размещаться, учитывая экономический и производственный потенциал, а также численность населения.
26 октября
Еще больше пособий переведут на карту «Мир» . Список пособий, которые можно получать только на карту «Мир», пополнится. В него добавят выплаты малоимущим гражданам, которые установлены законом «О государственной социальной помощи», субсидии и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодные выплаты почетным донорам.
30 октября
Устойчивая работа транспортного комплекса. Перевозки грузов морским и внутренним водным транспортом, а также разработка информационной системы оформления воздушных перевозок отнесены к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обороны и безопасности государства. Это позволит обеспечить устойчивую работу транспортного комплекса.
МИРУ «МИР»
МинФин США предупредил, что любой банк в любой точке мира рискует попасть под санкции, если будет сотрудничать с российской платежной системой «Мир».
Американские угрозы зарубежным банкам, признавших систему «Мир», никакого отношения к экономике не имеют. Это крик отчаяния уязвленного самолюбия дряхлеющего гегемона. США доминировали на планете последние сто лет, но сейчас из-за безграмотной и безответственной политики американской администрации эта страна стремительно теряет свои позиции. Китай уже обогнал их, китайский ВВП превысил американский. На очереди Индия, темпы роста ее экономики выше китайских, эта страна готовится в скором времени сместить США на третье место на мировом экономическом олимпе. В мире стремительно набирает темп дедолларизация, большинство стран поняли, что американские власти не держат слова, их обещания, как и их валюта, становятся всё менее надёжными.
Очевидно, что грозя банкам-партнерам платежной системы «Мир», американцы стремятся остановить распространение нашей системы по планете и удержать на глобальном финансовом рынке позиции своих систем и, конечно, доллара. Все последние агрессивные действия американской администрации — это истерия, осознание, что великий прежде корабль американской экономики терпит бедствие. Они сами приложили немало усилий к глобализации мира и процветали в условиях единой, свободной от ограничений мировой экономики. А теперь собственными руками ломают это единство мира, не понимая, что, разрушая мир, они рушат и себя.
ГРЯДЁТ «ПРИВАТИЗАЦИЯ» ПЕНСИЙ
Минфин и Центробанк предложили провести «приватизацию» пенсионных накоплений. Под «приватизацией» подразумевается передача в собственность гражданам пенсионных накоплений, которые заморожены с 2014 г., с предоставлением права их дальше инвестировать.
Но понятно, что на руки эти деньги людям не отдадут и потратить на текущие нужды не разрешат. Главное на сегодня предложение по инвестированию – вложить средства в будущую добровольную накопительную пенсию. То есть использовать их в качестве стартового капитала и начать самостоятельно делать отчисления из зарплаты.
Наше предложение – пусть люди сами сделают свой выбор. Кто хочет и дальше играть в накопиловку, тот пусть играет. А тем, кто говорит: «Вы меня один раз обманули, больше не хочу», – дать возможность перевести накопления в страховую часть и проиндексировать – люди же помнят, чем закончились предыдущие эксперименты. При таком раскладе хотя бы страховая пенсия станет больше.
А то ведь что получилось? Всех, кто моложе 1967 г. р., на протяжении 12 лет (с 2002 по 2014 г.) принудительно заставляли отдавать 6% взносов на накопительную часть. Если бы эти деньги шли в страховую, человек заработал бы значительно больше баллов. Допустим, не 100, как сейчас, а 130. И пенсия у него в будущем была бы больше. По нашим расчётам, для среднего размера пенсии потери составили 3 тыс. руб. То есть пенсия могла бы быть не 17, а 20 тыс. Это вполне ощутимая сумма, и с каждым годом она увеличивается – в отличие от накоплений, страховую часть государство постоянно индексировало. А у высокооплачиваемых работников, которые не по своей воле поучаствовали в накоплениях, потери ещё больше.
Людям обещали высокую доходность и ежемесячную накопительную пенсию. Но эти деньги не то что не приросли, они обесценились из-за инфляции. Когда человек достигает пенсионного возраста, ему чаще просто выдают единовременную выплату по номиналу тех взносов, которые он перечислил. Таких в стране уже 11 млн человек. Получается, граждане предоставили государству беспроцентный кредит.
Мы считаем, государство теперь должно признать «накопительную» реформу «ошибочной», извиниться перед гражданами моложе 1967 г. р. и дать им возможность вернуть потерянный капитал в обязательной накопительной части, присоединив его к страховой. Так будет справедливо.
|
|
Шефер Семен Семенович
|