Полезная информацияКТО РАБОТАЕТ В БЮДЖЕТЕ, ТОТ «БОГАЧЕ» ВСЕХ НА СВЕТЕИгры в статистику По данным Росстата, за 2020 год учителя в российских школах в среднем зарабатывали 42,5 тыс. руб. в месяц. Разброс по регионам довольно широк: в Ингушетии зарплата педагога — лишь 23,1 тыс., а на Чукотке — 109,4 тыс. (в Республике Алтай – 29,7 тыс. руб.). В детских садах доходы ниже — в среднем по стране 34,3 тыс. руб. (в нашем регионе – 26,9 тыс. руб.) Зато преподаватели вузов зарабатывают 89,4 тыс. У врачей только в одном регионе заработная плата немного не дотянула до требуемых 200% от среднего дохода, у санитаров — в шести регионах не было 100%. Средняя зарплата в Республике Алтай младшего медицинского персонала составляет 33,2 тыс. руб., среднего – 39,4 тыс. руб., врачей – 76,7 тыс. руб. Но тут нужно учитывать, что в прошлом году финансирование здравоохранения улучшилось за счёт выплат за работу в условиях пандемии. Хуже обстоят дела у работников культуры: их средняя зарплата — 40,7 тыс. руб. (в нашей республике - 28,7 тыс. руб.). В целом, как «докладывают» чиновники, выходит, что задача повышения доходов бюджетников практически выполнена. Но сам глава государства недавно заявил, что некоторые службы «играют в статистику» — подгоняют результаты под формальные показатели. «В результате получается, что по отчётам всё вроде бы сходится, — отметил Владимир Путин. — Сходится подчас за счёт различных ухищрений, когда специалистов переводят на сокращённый режим работы, на половину или четверть ставки. Нагрузка при этом не снижается, а то и растёт».
Стахановцы поневоле Хуже всего дела обстоят в сфере культуры — просто потому, что там изначально были низкие заработные платы. Особенно в специализированных школах, например музыкальных, или в библиотеках. На втором месте по тяжести ситуации — здравоохранение. Заработная плата там выросла, но людям приходится совмещать полторы или даже больше ставки. Школьному учителю, чтобы его зарплата дотягивала до средней по региону, приходится трудиться в 1,5 и более раз больше по сравнению с установленной нормой. Из преподавателей самые большие зарплаты в вузах, поскольку те имеют дополнительный источник средств — за счёт обучающихся на платной основе студентов производится повышение зарплат. 60% идёт на оплату профессорско-преподавательскому составу, остальное — непрофильным сотрудникам. Мало того что фактические зарплаты бюджетников не всегда соответствуют тому, что задумывалось изначально, так в 2020 г. в некоторых сферах они ещё и снизились вслед за средним доходом. Есть правило: нельзя выходить за рамки целевого показателя, иначе может уменьшиться поддержка из федерального бюджета на следующий год. Поэтому в целом ряде регионов стали давать указание об уменьшении фондов оплаты труда в бюджетных организациях. Это привело к массовому сокращению зарплаты школьных учителей по итогам 2020 г. по сравнению с предыдущими кварталами. При этом реальная продолжительность рабочего времени педагогов увеличилась. По оценке профсоюза, в прошлом году зарплаты школьных педагогов в среднем по стране сократились на 4,4 тыс. руб. На 1,7 тыс. меньше стали получать воспитатели детских садов, на 4,8 тыс. — педагоги дополнительного образования детей, на 6,3 тыс. — преподаватели среднего профессионального образования и на 9,5 тыс. — высшего образования. Обходной манёвр Как же получилось, что майские указы выполнили, а жизнь бюджетников легче не стала? Во-первых, был массовый перевод сотрудников на половину или четверть ставки. Ведь средняя зарплата считается просто — фонд заработной платы делится на среднесписочную численность. Если работник официально оформлен на четверть ставки, то и делят лишь на четверть. Во-вторых, разрыв между доходами начальников и рядовых сотрудников огромный. Ректор вуза может получать миллионы рублей в месяц, а доцент — 30 тыс., в сумме же выйдет хорошая средняя зарплата, которой в реальности не существует. Третий способ повышения зарплат,— сокращение сети школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов. Особенно сильно это коснулось сельской местности и малых городов. Фонд зарплаты остался тот же, а число получателей уменьшилось, значит, на одного человека средств стало больше. Впрочем, как и работы. Статистически указ президента был выполнен, но нужно учитывать, что сама планка, к которой должны были стремиться заработные платы бюджетников, оказалась занижена. В 2016 г. переделали методику: зарплату стали считать не по крупным и средним предприятиям и организациям, как обычно, а начали также учитывать занятых в малом и индивидуальном бизнесе и неформальную занятость. Это опустило уровень средней заработной платы более чем на 13%. Майские указы не касались ещё одной категории бюджетных работников — чиновников. Данные по их зарплатам идут с большой задержкой, но можно утверждать, что они выше средних по стране. По информации Росстата, по итогам 2019 г. российские госслужащие в среднем зарабатывали 60,2 тыс. руб. в месяц. Самые большие доходы у работников центральных аппаратов федеральных министерств и ведомств — 140 тыс. В регионах картина иная — среднемесячная зарплата госслужащих на региональном уровне равнялась 55,7 тыс. У муниципальных служащих и того меньше — 45,5 тыс. руб. Денег нет! И не будет? Главная причина того, что далеко не у всех бюджетников реально выросли зарплаты, — нехватка финансов у регионов. Планировалось, что четверть необходимых средств придёт из федерального бюджета, а три четверти должны были изыскать субъекты РФ. Предполагалось, что регионы, во-первых, оптимизируют сеть бюджетных учреждений и, во-вторых, найдут дополнительные ресурсы для повышения реальной зарплаты. Федеральный бюджет добавлял деньги на выполнение указов, но небольшие — на всю страну выделялось максимум 60 млрд. В 2014–2017 гг. из-за кризиса трансферты регионам не росли. Основная нагрузка легла на бюджеты субъектов РФ, которые не смогли с ней справиться. Деньги на увеличение зарплат были лишь у богатых регионов, но таких в России всего 6 из 85. Другим пришлось даже залезать в долги. В результате за 2013—2016 гг. долг субъектов РФ и муниципалитетов вырос во много раз и достиг 2,6 трлн руб. Стоит ли работникам других отраслей переживать, что бюджетникам так и не повысили зарплаты, как обещали? Оказывается, да. Как утверждают эксперты, это влияет в том числе на уровень доходов в частном бизнесе. В результате увеличения доходов бюджетников растёт региональная заработная плата и для частного бизнеса. Кроме того, нормальный рост зарплат бюджетников подстегнул бы потребительский спрос. Их получили бы предприятия, торгующие различными товарами. Эти деньги пошли бы в сферу потребления и в экономику в целом. ВЗЯТКИ ГЛАДКИОсуждённые за коррупцию накопили к концу 2020 г. долгов по штрафам на 31 млрд. По данным Федеральной службы судебных приставов, средняя сумма долга осуждённого взяточника — 5 млн руб. 608 осуждённых, которые должны государству 1,5 млрд, объявлены в розыск. Разыскивается и их имущество общей стоимостью 1,7 млрд. Идея кратных штрафов, которую внедрили 10 лет назад, так и не сработала. Думали, что если за взятку в 1 млн суд заставит платить штраф в 100 млн, это станет хорошей профилактикой коррупционных преступлений. Но почему-то наказывать рублём пойманных на взятках на практике не получается. После решения суда исполнительный лист поступал к судебным приставам, а взыскивать-то чаще всего уже было нечего. То ли адвокаты успевали объяснить клиентам, что надо сделать, чтобы «нажитое непосильным трудом» не отняли в счёт штрафа, то ли сами фигуранты на себя ничего не оформляли. А может, и решалам с посредниками тут местечко нашлось. Понятно одно: тот воспитательный потенциал, который законодатель вложил в данную норму, не работает. И неудивительно, что накопились долги на 31 млрд руб. И это только официальные данные ФССП. А сколько приговоров осталось без исполнительных листов! Хорошо помним, как в 2016 г. руководство ФССП продвигало идею наложения так называемых обеспечительных мер. То есть вместе с составлением первого процессуального документа с обвинением в коррупции предлагалось налагать обеспечительный арест на имущество подозреваемого. Потому как к тому моменту, когда подозреваемый становился обвиняемым, у него за душой уже ничего не было. А так, если виновен — вот оно, имущество. А если по ошибке или по оговору какому у человека неприятности, то посмотрели, разобрались и обеспечительный арест сняли. Но эта идея так и почила в бозе. А ничего другого никто до сих пор не предложил. Жаль! Потому как простым нашим согражданам и выезд за границу перекрывают, и право на управление автомобилем ограничивают. За долг по ЖКХ можно вот так, как кур в ощип, попасть. Тут всё срабатывает на удивление эффективно. Раз — и ты уже в базе. Два — и взыскание накладывается на все твои кредитки. Три — и ты уже невыездной. Вот если бы так система в отношении коррупционеров работала. Может, тогда и брали бы меньше и реже? ПОСАДИТЬ БАНКИРОВ НА ДИЕТУЗаконопроект об отмене банковских комиссий при оплате ЖКУ хотят заморозить до окончания пандемии. Первое чтение документ благополучно прошёл в апреле 2020-го. Осенью его хотели принять, чтобы с 1 января 2021-го он уже начал работать. Но не тут-то было. Сначала в нём оставили только пенсионеров и получателей субсидий ЖКХ. Потом отмену комиссий вновь распространили на всех граждан, но расплатиться с банками обязали поставщиков ресурсов. Теперь документ хотят отложить «до окончания пандемии». Но когда она закончится? Неужели в этой схватке победят банки и нам по-прежнему придётся платить комиссии? Сейчас существует серьёзная дискриминация при оплате жилищно-коммунальных услуг. Люди, которые платят через мобильный банк у себя в смартфоне или по интернету, отдают 0–1%. А пенсионеры и жители отдалённых посёлков, в которых нет устойчивого интернета, вынуждены идти на почту или в отделение банка, где у них забирают немалую сумму сверх той, что указана в платёжке. В среднем банковская комиссия составляет 3%, но не меньше 30–50 руб. То есть если человек платит всего 100 руб., он должен отдать банку 50 руб. Комиссия – 50%! Это грабёж средь бела дня, причём самого бедного населения. Банки оказывают услугу, за которую всё равно кто-то должен заплатить. В последней редакции это переложили на ресурсоснабжающие организации. И чем всё это закончится? Они переложат расходы на граждан, которые в итоге заплатят ещё больше. Хотели сэкономить 150 руб., а отдадут 200–300. Так что закон может выйти боком именно тем, кого он, по идее, должен был защитить. Надо либо отменять, либо ограничивать комиссии, умерив аппетиты банков. И по рукам стоит дать не только банкам, но и расчётным центрам. Многие наши граждане даже не подозревают, что это ещё один посредник при оплате ЖКУ, которому они отдают свои деньги. Нередко расчётные центры являются монополистами и взвинчивают цену на свои услуги. Договор с ними заключают УК, ТСЖ, ресурсоснабжающие компании и платят обычно 3%, а потом эти расходы закладывают в счета граждан. Схема, удобная для всех участников. Но вопрос – в цене услуги: почему так дорого? В конце 2020 г. был принят закон о регулировании цен на социально значимые продукты. Почему по такому же принципу нельзя ограничить комиссии посредникам при оплате ЖКУ? Это в силах сделать государство. Платежи за ЖКУ – не менее значимая социальная тема. Она касается всех граждан нашей страны. О материнском капиталеУпрощены правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Рассказываем об этом подробнее, а также напоминаем о том, как вообще семьи могут распоряжаться этими средствами. На образование
На улучшение жилищных условий (в т. ч. ипотеку)
NB: ремонт квартиры улучшением жилищных условий не считается. Маткапитал нельзя использовать для приобретения жилого помещения, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции; кроме того, из средств маткапитала невозможно погасить кредит за такое жилье.
Семьям, подпадающим под оба условия, ежемесячно на протяжении трех лет выплачивается сумма, равная прожиточному минимуму для детей.
ВАЖНО
Налоговые вычеты и компенсацииСпорт станет не только полезным, но и выгодным - в Госдуме работают над законопроектом о предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ за занятия фитнесом. Как стало известно «Парламентской газете», поправкой, подготовленной ко второму чтению документа, депутаты предложили давать бонус не только самому налогоплательщику, которому не чужда физкультура, но и его несовершеннолетним детям. Этот вид налогового вычета положен родителям ребёнка, а также усыновителям, попечителям и опекунам. Речь в данном случае идёт о сумме, на которую уменьшается доход при расчёте налоговой базы для НДФЛ. Размер вычета зависит от того, какой ребёнок по счёту, и состояния его здоровья: первый и второй ребёнок — от НДФЛ освобождают по 1400 рублей, третий и последующий — по 3000 рублей, ребенок-инвалид I или II группы — по 12 000 рублей (родителя или усыновителя), по 6000 рублей (опекуна, приёмного родителя или попечителя). Еще статьи... |
Шефер Семен Семенович Вход |