О портале государственных услуг РФ
До конца 2021 года в нашей стране планируется запустить работу нового суперсервиса — с его помощью сроки процедур, исполняемые судебными приставами, будут сокращены с нескольких дней до одного часа. Сервис заработает на базе портала госуслуг, на обновлённую версию которого в ближайшем будущем переведут ещё около сотни новых и социально значимых сервисов.
Вся информация по делу должника — за 30 секунд
Выйти из чёрного списка неплательщиков, которым назначено взыскание по решению российских судов, можно будет за сорок минут вместо пяти дней — такие возможности должен дать новый сервис «Цифровое исполнительное производство», который уже третий год тестируется в нашей стране. До конца 2021 года он заработает по всей России на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Как рассказала «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Совета по развитию цифровой экономики при палате регионов Ирина Рукавишникова, сокращение сроков исполнительных процедур — важнейшая цель цифровой трансформации работы российских приставов. А в самой Федеральной службе судебных приставов уже пояснили, как ускорится процедура принятия решений судебными приставами после внедрения нового сервиса. Например, сроки снятия ограничений на имущество будут сокращены со 120 часов после оплаты долга до 40 минут, сроки рассмотрения ходатайств — с 240 часов до 35 минут В целом большинство операций по исполнительному производству, которые сейчас занимают несколько дней, будут выполняться в течение часа.
Как уточнила Ирина Рукавишникова, новый сервис позволит гражданам и представителям бизнеса получать расширенные сведения о ходе исполнительного производства, участниками которого они являются — эти данные будут поступать к ним в электронном виде. Причём вся необходимая информация будет предоставляться в автоматическом режиме в течение 30 секунд.
Также пользователи портала госуслуг смогут в режиме онлайн отслеживать все этапы снятия с них ограничения на выезд за пределы России или погасить задолженность до возбуждения исполнительного производства, подавать заявления и ходатайства в ФССП, а также получать через новый сервис уведомления от данной службы.
Есть и другие нововведения, которые предлагается ввести в обиход вместе с внедрением нового сервиса. Так, в 2022 году планируется создать реестр исполнительных документов, чтобы перейти на реестровую модель принудительного исполнения. Это, по словам Ирины Рукавишниковой, «исключит из оборота исполнительные документы как в бумажном, так и электронном виде». На практике это будет означать, что снять с должника ограничение (например, арест имущества) можно будет сразу после того, как он будет исключён из реестра должников по электронному уведомлению об уплате долга — не дожидаясь, когда бумаги пройдут по всем инстанциям.
Стоит отметить, что на сегодня общее количество интерактивных заявлений в рамках исполнительных производств, поданных с момента реализации нового сервиса (то есть за прошедшие «тестовые» два с половиной года), составляет более одного миллиона. А возможностью подать ходатайства, объяснения, отводы и жалобы должники и взыскатели воспользовались за тот же период 250 тысяч раз.
Госуслуги «заговорят»
Исполнительное производство — далеко не единственная сфера, в которой востребованные у граждан России процедуры подвергнутся цифровизации. Как сообщил «Парламентской газете» вице-премьер России Дмитрий Чернышенко, уже до конца марта появится обновлённая версия портала госуслуг. К тому же сроку на него переведут два десятка новых цифровых сервисов, а к концу года их количество вырастет до ста услуг. Среди них - оформление документов при рождении ребёнка, информирование о расчёте пенсии, дистанционное заключение трудового договора.
Чтобы получить эти и другие услуги, можно будет воспользоваться интерактивным чатом, а не заполнять традиционное заявление. Ещё одна новация — на портале появится голосовой помощник.
Ранее в Правительстве рассказали, что наряду с обновлённой версией портала в этом году на госуслугах начнут работу тематические мобильные приложения. Например, в приложение «Дом» войдут сервисы голосования собственников жилья по вопросам ЖКХ, организации чата между жильцами и управляющей компанией, форма обратной связи на обращения и жалобы на качество работы жилищных организаций (сейчас сервис тестируют в Московской области).
Приложение «Авто» станет доступно в августе 2021 года — с помощью него можно будет оформить европротокол, загрузить в электронном виде документы на автомобиль. А мобильный сервис «Здоровье», который сейчас тестируется в закрытом режиме в трёх регионах России, позволит записаться к врачу и вызвать его на дом в режиме онлайн, оформить электронный больничный, получить рецепт. Ранее приложение тестировали в закрытом режиме, сейчас его испытывают в трёх российских регионах.