КТО РАБОТАЕТ В БЮДЖЕТЕ, ТОТ «БОГАЧЕ» ВСЕХ НА СВЕТЕ

Игры в статистику

           По данным Росстата, за  2020 год  учителя в российских школах в среднем зарабатывали 42,5 тыс. руб. в месяц. Разброс по регионам довольно широк: в Ингушетии зарплата педагога — лишь 23,1 тыс., а на Чукотке — 109,4 тыс. (в Республике Алтай – 29,7 тыс. руб.). В детских садах доходы ниже — в среднем по стране 34,3 тыс. руб. (в нашем регионе – 26,9 тыс. руб.) Зато преподаватели вузов зарабатывают 89,4 тыс. У врачей только в одном регионе заработная плата немного не дотянула до требуемых 200% от среднего дохода, у санитаров — в шести регионах не было 100%. Средняя зарплата в Республике Алтай младшего медицинского персонала составляет 33,2 тыс. руб., среднего – 39,4 тыс. руб., врачей  – 76,7 тыс. руб. Но тут нужно учитывать, что в прошлом году финансирование здравоохранения улучшилось за счёт выплат за работу в условиях пандемии. Хуже обстоят дела у работников культуры: их средняя зарплата — 40,7 тыс. руб. (в нашей республике - 28,7 тыс. руб.).

           В целом, как «докладывают» чиновники, выходит, что задача повышения доходов бюджетников практически выполнена. Но сам глава государства недавно заявил, что некоторые службы «играют в статистику» — подгоняют результаты под формальные показатели. «В результате получается, что по отчётам всё вроде бы сходится, — отметил Владимир Путин. — Сходится подчас за счёт различных ухищрений, когда специалистов переводят на сокращённый режим работы, на половину или четверть ставки. Нагрузка при этом не снижается, а то и растёт».

 

Стахановцы поневоле

           Хуже всего дела обстоят в сфере культуры — просто потому, что там изначально были низкие заработные платы. Особенно в специализированных школах, например музыкальных, или в библиотеках. На втором месте по тяжести ситуации — здравоохранение. Заработная плата там выросла, но людям приходится совмещать полторы или даже больше ставки.

           Школьному учителю, чтобы его зарплата дотягивала до средней по региону, приходится трудиться в 1,5 и более раз больше по сравнению с установленной нормой.

           Из преподавателей самые большие зарплаты в вузах, поскольку те имеют дополнительный источник средств — за счёт обучающихся на платной основе студентов производится повышение зарплат.  60% идёт на оплату профессорско-преподавательскому составу, остальное — непрофильным сотрудникам.

           Мало того что фактические зарплаты бюджетников не всегда соответствуют тому, что задумывалось изначально, так в 2020 г. в некоторых

сферах они ещё и снизились вслед за средним доходом. Есть правило: нельзя выходить за рамки целевого показателя, иначе может уменьшиться поддержка из федерального бюджета на следующий год. Поэтому в целом ряде регионов стали давать указание об уменьшении фондов оплаты труда в бюджетных организациях. Это привело к массовому сокращению зарплаты школьных учителей по итогам 2020 г. по сравнению с предыдущими кварталами. При этом реальная продолжительность рабочего времени педагогов увеличилась.

           По оценке профсоюза, в прошлом году зарплаты школьных педагогов в среднем по стране сократились на 4,4 тыс. руб. На 1,7 тыс. меньше стали получать воспитатели детских садов, на 4,8 тыс. — педагоги дополнительного образования детей, на 6,3 тыс. — преподаватели среднего профессионального образования и на 9,5 тыс. — высшего образования.

Обходной манёвр

           Как же получилось, что майские указы выполнили, а жизнь бюджетников легче не стала? Во-первых, был массовый перевод сотрудников на половину или четверть ставки.  Ведь средняя зарплата считается просто — фонд заработной платы делится на среднесписочную численность. Если работник официально оформлен на четверть ставки, то и делят лишь на четверть. Во-вторых, разрыв между доходами начальников и рядовых сотрудников огромный. Ректор вуза может получать миллионы рублей в месяц, а доцент — 30 тыс., в сумме же выйдет хорошая средняя зарплата, которой в реальности не существует.

          Третий способ повышения зарплат,— сокращение сети школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов. Особенно сильно это коснулось сельской местности и малых городов. Фонд зарплаты остался тот же, а число получателей уменьшилось, значит, на одного человека средств стало больше. Впрочем, как и работы.

          Статистически указ президента был выполнен, но нужно учитывать, что сама планка, к которой должны были стремиться заработные платы бюджетников, оказалась занижена.  В 2016 г. переделали методику: зарплату стали считать не по крупным и средним предприятиям и организациям, как обычно, а начали также учитывать занятых в малом и индивидуальном бизнесе и неформальную занятость. Это опустило уровень средней заработной платы более чем на 13%.

           Майские указы не касались ещё одной категории бюджетных работников — чиновников. Данные по их зарплатам идут с большой задержкой, но можно утверждать, что они выше средних по стране. По информации Росстата, по итогам 2019 г. российские госслужащие в среднем зарабатывали 60,2 тыс. руб. в месяц. Самые большие доходы у работников центральных аппаратов федеральных министерств и ведомств — 140 тыс. В регионах картина иная — среднемесячная зарплата госслужащих на региональном уровне равнялась 55,7 тыс. У муниципальных служащих и того меньше — 45,5 тыс. руб.

Денег нет! И не будет?

           Главная причина того, что далеко не у всех бюджетников реально выросли зарплаты, — нехватка финансов у регионов. Планировалось, что четверть необходимых средств придёт из федерального бюджета, а три четверти должны были изыскать субъекты РФ. Предполагалось, что регионы, во-первых, оптимизируют сеть бюджетных учреждений и, во-вторых, найдут дополнительные ресурсы для повышения реальной зарплаты. Федеральный бюджет добавлял деньги на выполнение указов, но небольшие — на всю страну выделялось максимум 60 млрд. В 2014–2017 гг. из-за кризиса трансферты регионам не росли. Основная нагрузка легла на бюджеты субъектов РФ, которые не смогли с ней справиться.

           Деньги на увеличение зарплат были лишь у богатых регионов, но таких в России всего 6 из 85. Другим пришлось даже залезать в долги. В результате за 2013—2016 гг. долг субъектов РФ и муниципалитетов вырос во много раз и достиг 2,6 трлн руб.

            Стоит ли работникам других отраслей переживать, что бюджетникам так и не повысили зарплаты, как обещали? Оказывается, да. Как утверждают эксперты, это влияет в том числе на уровень доходов в частном бизнесе. В результате увеличения доходов бюджетников растёт региональная заработная плата и для частного бизнеса. Кроме того, нормальный рост зарплат бюджетников подстегнул бы потребительский спрос. Их получили бы предприятия, торгующие различными товарами. Эти деньги пошли бы в сферу потребления и в экономику в целом.

 

Шефер Семен Семенович

mail


Вход

Яндекс.Метрика

 

//