42-2023 ЛИПОВЫЕ ШТРАФЫ30 сентября 1996 года был испытан первый прототип автоматизированного комплекса фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. С тех пор количество выявленных правонарушений выросло в разы. Однако чем шире у камеры выбор нарушений, тем выше вероятность ошибки. Конечно, исправлять эти ошибки должен инспектор. Но это не всегда получается. Сейчас камеры умеют распознавать 51 вид правонарушений, причем 12 - одновременно. В том числе такие, сравнительно новые, как непристегнутый ремень безопасности или использование телефона за рулем. Как это работает? Как пояснили в компании-операторе системы безопасности дорожного движения, все строится на нейросети, которую долго обучали на полумиллионе примеров. И теперь первичную обработку информации делает именно искусственный интеллект, и только после этого материалы передаются инспектору ГИБДД, который и принимает окончательное решение о вынесении постановления. За время тестирования система показала минимум ошибок, которые были использованы для ее дообучения. С недавнего времени камеры, которые выявляют непристегнутый ремень, направлены уже не только на водителей, но и на пассажиров. Но бывают и казусы. Так, гр.К., водителя "Газели", привлекли за непристегнутый ремень пассажира. А пассажир оказался плюшевым котом, который на присосках крепился к стеклу. Но водителю пришлось побегать, чтобы доказать свою невиновность. Кроме того, регулярно возникают вопросы, когда камера не распознала ремень, который слился с одеждой. Или был закрыт широким воротником. А уж что в этом плане будет с пассажирами - остается только догадываться. Есть свои недостатки и в вопросе определения превышения скорости. Во-первых, после того, как стали использовать камеры без радаров, число ошибок резко выросло. Дело в том, что они измеряют скорость по изменению размера регистрационного номера в фокусе. А для этого угол наклона камеры должен быть установлен максимально четко, что бывает не всегда. Во-вторых, так как у камер появилась многофункциональность, они могут поймать в объектив один автомобиль, скорость измерить у другого, а штраф выписать первому. Всего за прошлый год в автоматическом режиме вынесено 130 млн штрафов. В Республике Алтай за 10 месяцев 2023 года вынесено 337 507 административных штрафов за нарушения ПДД РФ, выявленных посредством автоматизированных средств фотовидеофиксации (2022 г. – 410 701). И количество штрафов растет. Во многом это связано с тем, что камер на дорогах все больше. Но очевидно, что проехать по нашим дорогам без штрафа крайне сложно. Незаконные наказания у нас в принципе не принято обжаловать, доводят дела до высших судебных инстанций только самые принципиальные. Но их единицы. Хотя в последнее время судебная практика изменилась в пользу автовладельцев. Теперь за незаконное привлечение к ответственности суды начали взыскивать с казначейства не только компенсацию пострадавшему для возмещения его судебных расходов, но стало нормой компенсировать еще и моральный ущерб, иногда доходящий до 50 тыс. рублей. Так что дело выгодное. Проблему незаконных штрафов мог бы решить ряд простых мер. Но принимать их нужно на законодательном уровне. Так, например, в новом проекте КоАП, который разрабатывает Минюст, прописано, что инспекторы ГИБДД смогут сами прекращать дела, если было установлено, что камера ошиблась. Сейчас такую возможность имеет только прокуратура. То есть камера может незаконно вынести штраф, но пока сам водитель не напишет жалобу, никто отменить его не может. Ещё одно предложение рассматривалось на рабочей группе ОНФ по защите прав автомобилистов. Эксперты группы посчитали, что камеры перевыполняют поставленные перед ними задачи. А значит, нужно перевести их в статистический режим работы и наказывать не всех подряд за малейшее нарушение, а только тех, кто совершает много таких нарушений. То есть установить риск-ориентированный подход. Ведь даже страховщики утверждают, что те водители, у которых есть пять штрафов в год, попадут в ДТП с минимальной вероятностью, это лишь показывает, что человек регулярно ездит за рулем. Потому в ОНФ предложили: до 10 нарушений в год - предупреждение. Более 10 - штрафы. Свыше 30 - двойная ответственность. А после 50 - лишение прав. Но пока этот риск-ориентированный подход не понравился тем, кто принимает решения. Вопрос почему, остаётся риторическим. Наверное, кому-то выгодно. |
Шефер Семен Семенович Вход |